FORESIGHT Pro

Управление знаниями 

Управление знаниями связано с большим числом родственных или смежных дисциплин: управление информацией и данными, управление интеллектуальной собственностью, построение порталов, искусственный интеллект, онтологии, business intelligence, управление процессами, управление персоналом и обучение. Несмотря на то, что наша компания имеет определенные компетенции в этих областях, управление знаниями мы определяем более узко, и полагаем, что основной акцент в управлении знаниями должен делаться не на технологиях, а на людях. 

На наш взгляд наиболее приемлемым для практического применения в организациях, продающих товары или услуги, или занимающимися выполнением крупных инфраструктурных проектов, а также разработкой сложных технических систем, будет следующее определение понятия «знание»:

 

Знание - это совокупность мотивации, умений, навыков, осведомленности и понимания информации, позволяющее конкретному человеку на конкретном рабочем месте создавать ценность для бизнеса.

 

 

В этом определении важен порядок слов:

  • мотивация важнее умений и навыков, поскольку, если мотивация отсутствует, то навыки и умения не будут приобретаться
  • навыки и умения важнее осведомленности и понимания информации, поскольку если нет навыков и умений для поиска и восприятия сведений и информации, для их понимания и последующего применения, то информация в любых объемах и в любых формах будет для организации мертвым грузом
  • сведения и информация превращаются в знания и создают бизнес-ценность только посредством действий, которые выполняют с этими сведениями и информацией люди

 

Основная проблема управления знаниями – это проблема работы с людьми, с их мотивацией, их способностями, их навыками и умениями.  Если 15 лет назад проблема управления знаниями в зарубежных источниках  в основном сводилась к применению IT-технологий для манипуляции информацией, то сегодня на первое место вышел термин «trust», доверие. Базы знаний, экспертные системы, семантические сети и сайты профессиональных сообществ, на которые возлагалось столько надежд, вызывают сегодня некоторый скептицизм после попытки посчитать ценность, которую они добавили бизнесу (в особенности, в сравнении с затратами на их создание). Без доверия персонала к организации и людей в рабочем коллективе друг к другу это все не работает.

 

Компания Форсайт Про для определения реального уровня доверия внутри организации использует специальную процедуру «trust assesment», оценка уровня доверия. Данная процедура персонализируется, настраивается на потребности конкретной организации перед ее проведением. Результатом данной процедуры является вывод об уровне доверия в организации, и предлагаемый перечень мероприятий для приведения уровня доверия к состоянию, позволяющему полноценно проводить управление знаниями.  

Отдельные удачные примеры организации управления знаниями только подкрепляют собой тезис о том, что управление знаниями - это в первую очередь работа с людьми. Прежде чем профессиональное сообщество начнет полноценно делится знаниями при помощи электронных, компьютерных и сетевых технологий, оно должно быть создано в реальной жизни, в среде реального, а не сетевого персонала.

 

Компания Форсайт Про проводит тренинги социальной активности для формирования рабочих коллективов, мотивированных на обмен знаниями.

Носителями знаний, при помощи которых создаются основные бизнес-ценности компании обычно являются не все сотрудники, а считанные единицы. Такого рода знания невозможно получить, читая книги. Эти знания всегда являются результатом опыта, результатом ошибок, результатом разрешения конфликтных ситуаций или успешных действий в условиях форс-мажорных обстоятельств.  Эти знания являются тацитными (то есть скрытыми в головах их носителей) и инструктивными (какие надо выполнить действия, в каком порядке, в какое время, почему именно такие шаги, почему какие-то шаги можно пропустить), и обычно трудно поддаются формализации.

 

Компания Форсайт Про предлагает организациям несколько методологий для работы с тацитными знаниями:

  • методология выявления тацитных знаний
  • методология формализации тацитных знаний
  • тренинг для «knowledge hunters», позволяющий сформировать группу людей, владеющих методологией работы с тацитными знаниями и их носителями

Когда знания (тацитные или эксплицитные, инструктивные или декларативные) выявлены и упорядочены, их необходимо передать тем, кто этими знаниями еще не владеет.

 

Для передачи знания компания Форсайт Про применяет следующие подходы:

  • создание сайтов с интерактивными инструктивными тренингами (для передачи и овладения элементами навыков и умений)
  • создание сайтов методологии (для поддержки любых реализуемых в организации процессов, когда каждый сотрудник может для себя выяснить, что именно он должен делать в настоящий момент в настоящей должности, при помощи каких инструментов, информации и документации)
  • проведение мотивационных и развивающих тренингов для персонала, позволяющих ускорить процесс передачи знаний, и повысить глубину и осмысленность их усвоения

 

Для автоматизации управления знаниями компания Форсайт Про использует современные технологии:

  • внедрение систем управления информацией, в том числе - BI-систем, позволяющих представить правила и закономерности, которыми описываются знания, в виде визуальных компонентов (таблиц, графиков, диаграмм)
  • создание сайтов основанных на связях понятий (wiki, онтологические связи, тезаурусы)
  • разработка корпоративных форумов и порталов совместной работы